Организация и проведение педагогической диагностики (обследования) детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО В соответствии с ФГОС ДО (Раздел IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, п. 4.3) целевые ориентиры реализации Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Однако ФГОС ДО (Раздел III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п. 3.2.3) допускает, что в ДОУ (группе) может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (обследования). Результаты педагогической диагностики (обсдледования) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); • оптимизации работы с группой детей. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). На основе целевых ориентиров ФГОС ДО в Программе сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми разных возрастных групп (см. раздел "Пояснительная записка"). Произведена дифференциация данных целевых ориентиров по возрастам и направлениям организации жизнедеятельности детей (в виде показателей развития) в соответствии с направлениями развития и образования детей (образовательными областями): социальнокоммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественноэстетическое развитие; физическое развитие. Данные показатели развития ребёнка в соответствии с возрастом становятся содержательными критериями педагогической диагностики. Достижение детьми промежуточных результатов оценивается путём наблюдений, анализа детских работ, эпизодов из жизни группы, игр, тренингов, непосредственного общения, создания педагогических ситуаций, тестовых заданий, бесед с родителями (методы оценки, доступные педагогам, непосредственно работающим с детьми). Специальные методы оценки используются специалистами: педагогом-психологом, учителем логопедом. Требования к проведению диагностики: • создание эмоционального комфорта ребёнка; • индивидуальный подход к ребёнку, уважение его личности; • учёт интересов и уровня развития ребёнка; • отбор материалов для каждого ребёнка в зависимости от индивидуальной ситуации развития. Мониторинг проводится в начале и конце года на основе заполнения диагностических листов, содержащих показатели освоения программы для каждого возраста. (Приложение №9) Интерпретация показателей Показатель сформирован (удовлетворительный уровень) — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым. Показатель в стадии формирования (средний уровень) — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры. Оценки "удовлетворительный уровень" и "средний уровень" отражают состояние нормы развития и освоения Программы. Показатель не сформирован (недостаточный уровень) — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Преобладание оценок "удовлетворительный уровень" свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной образовательной программы дошкольного образования. Если по каким-то направлениям преобладают оценки "средний уровень", следует усилить индивидуальную работу с ребёнком по данному направлению с учётом выявленных проблем в текущем и следующем году, а также взаимодействие с семьёй по реализации основной образовательной программы. Если по каким-то направлениям присутствуют оценки "недостаточный уровень", то в процессе диагностики предполагается проведение комплексного диагностического обследования педагогом-психологом (использование специальных диагностических методов, проективных методик). По результатам этой оценки составляются индивидуальные программы и рекомендации по коррекции развития ребёнка. Специфичны для каждой возрастной группы важны проявления поведения ребенка, на которые рекомендуется обратить внимание и которые показывают ход его социально – коммуникативного и познавательного развития. Ребенок в возрасте до 3-х лет. В целом к 3 годам ребенок должен быть словоохотливым, радующимся каждой возможности поговорить и активно стремящимся к речевому общению со взрослым. Он активен в движении и исследовании окружающего пространства и предметного мира. Определить уровень двигательного и физического развития ребенка помогут следующие ориентиры: самостоятельно поднимается и спускается по ступенькам лестницы, может прыгнуть с места на расстояние одного шага, может попасть ногой по мячу, может стоять на одной ноге, нанизывать на нитку крупные бусины, способен замкнуть линию окружности, приподниматься на цыпочки. Ребенок в возрасте 3-4 лет. К 4-м годам ребенок понимает, принимает и выполняет нормы жизни группы, знает всех детей группы по именам, имеет представление о себе, пользуется местоимением «я»; способен выражать в речи свои намерения, просьбы, желания, предложения; способен самостоятельно найти себе занятие по интересу, самостоятельно играть и исследовать предметы в течение 10-15 минут; имеет положительный общий фон настроения; двигательно активен в течение всего дня; отличает живое от неживого. Ребенок в возрасте 4-5 лет. К 5-ти годам ребенок имеет представление о своей семье, её составе, отношениях; о нескольких профессиях – целях деятельности, орудиях труда, названиях; с удовольствием играет в компании одного- двух сверстников, разворачивая игровые диалоги; внимателен к словам и рассказам взрослого, к эстетической стороне поступков людей в сказках, оценивает героев и поступки как хорошие и плохие, стремиться быть хорошим; эмоционально отзывается на произведения разных видов искусства и красоту окружающего мира; открыто проявляет собственные чувства и эмоции. Ребенок в возрасте 5-6 лет. К 6-ти годам ребенок способен управлять своим двигательным поведением и проявлениями эмоциональных реакций; проявляет интерес к мнению и позиции взрослого, задает много вопросов, любит слушать рассказы взрослого о жизни; внимателен к проявлению чувств и эмоций других людей; имеет собственную сферу познават6ельных интересов; способен играть в различные игры с правилами, выполняя их. Ребенок в возрасте 6-7 лет. К 7-ми годам ребенок желает взрослеть, способен вести себя в соответствии с нормами поведения, имеет представление о стилях речи и уместности употребления разных форм в разном социальном обществе; имеет представление о безопасном поведении в быту, природе, на улице, с незнакомыми людьми; психологически устойчив к неуспеху, способен настойчиво достигать цели; играет в сюжетные и режиссерские игры с продолжением; с интересом слушает литературное произведение с продолжением; выполняет инструкции взрослого; имеет сформированную готовность к школе.