Организация и проведение педагогической диагностики (обследования)

Организация и проведение педагогической диагностики (обследования) детей в
соответствии с требованиями ФГОС ДО
В соответствии с ФГОС ДО (Раздел IV. Требования к результатам освоения основной
образовательной программы дошкольного образования, п. 4.3) целевые ориентиры
реализации Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей.
Однако ФГОС ДО (Раздел III. Требования к условиям реализации основной
образовательной программы дошкольного образования, п. 3.2.3) допускает, что в ДОУ
(группе) может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка
производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики
(обследования).
Результаты педагогической диагностики (обсдледования) могут использоваться
исключительно для решения образовательных задач:
• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
• оптимизации работы с группой детей.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей).
На основе целевых ориентиров ФГОС ДО в Программе сформулированы предполагаемые
результаты её освоения детьми разных возрастных групп (см. раздел "Пояснительная
записка").
Произведена дифференциация данных целевых ориентиров по возрастам и направлениям
организации жизнедеятельности детей (в виде показателей развития) в соответствии с
направлениями развития и образования детей (образовательными областями): социальнокоммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественноэстетическое развитие; физическое развитие. Данные показатели развития ребёнка в
соответствии с возрастом становятся содержательными критериями педагогической
диагностики.
Достижение детьми промежуточных результатов оценивается путём наблюдений, анализа
детских работ, эпизодов из жизни группы, игр, тренингов, непосредственного общения,
создания педагогических ситуаций, тестовых заданий, бесед с родителями (методы
оценки, доступные педагогам, непосредственно работающим с детьми). Специальные
методы оценки используются специалистами: педагогом-психологом, учителем логопедом.
Требования к проведению диагностики:
• создание эмоционального комфорта ребёнка;
• индивидуальный подход к ребёнку, уважение его личности;
• учёт интересов и уровня развития ребёнка;
• отбор материалов для каждого ребёнка в зависимости от индивидуальной ситуации
развития.
Мониторинг проводится в начале и конце года на основе заполнения диагностических
листов, содержащих показатели освоения программы для каждого возраста. (Приложение
№9)
Интерпретация показателей
Показатель сформирован (удовлетворительный уровень) — наблюдается в
самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым.
Показатель в стадии формирования (средний уровень) — проявляется неустойчиво, чаще
при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок
справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные
примеры.

Оценки "удовлетворительный уровень" и "средний уровень" отражают состояние нормы
развития и освоения Программы.
Показатель не сформирован (недостаточный уровень) — не проявляется ни в одной из
ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в
состоянии выполнить задание самостоятельно.
Преобладание оценок "удовлетворительный уровень" свидетельствует об
успешном освоении детьми требований основной образовательной программы
дошкольного образования.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки "средний уровень", следует усилить
индивидуальную работу с ребёнком по данному направлению с учётом выявленных
проблем в текущем и следующем году, а также взаимодействие с семьёй по реализации
основной образовательной программы.
Если по каким-то направлениям присутствуют оценки "недостаточный уровень", то в
процессе диагностики предполагается проведение комплексного диагностического
обследования педагогом-психологом (использование специальных диагностических
методов, проективных методик).
По результатам этой оценки составляются индивидуальные программы и рекомендации
по коррекции развития ребёнка.
Специфичны для каждой возрастной группы важны проявления поведения ребенка,
на которые рекомендуется обратить внимание и которые показывают ход его социально –
коммуникативного и познавательного развития.
Ребенок в возрасте до 3-х лет.
В целом к 3 годам ребенок должен быть словоохотливым, радующимся каждой
возможности поговорить и активно стремящимся к речевому общению со взрослым. Он
активен в движении и исследовании окружающего пространства и предметного мира.
Определить уровень двигательного и физического развития ребенка помогут следующие
ориентиры: самостоятельно поднимается и спускается по ступенькам лестницы, может
прыгнуть с места на расстояние одного шага, может попасть ногой по мячу, может стоять
на одной ноге, нанизывать на нитку крупные бусины, способен замкнуть линию
окружности, приподниматься на цыпочки.
Ребенок в возрасте 3-4 лет.
К 4-м годам ребенок понимает, принимает и выполняет нормы жизни группы, знает всех
детей группы по именам, имеет представление о себе, пользуется местоимением «я»;
способен выражать в речи свои намерения, просьбы, желания, предложения; способен
самостоятельно найти себе занятие по интересу, самостоятельно играть и исследовать
предметы в течение 10-15 минут; имеет положительный общий фон настроения;
двигательно активен в течение всего дня; отличает живое от неживого.
Ребенок в возрасте 4-5 лет.
К 5-ти годам ребенок имеет представление о своей семье, её составе, отношениях; о
нескольких профессиях – целях деятельности, орудиях труда, названиях; с удовольствием
играет в компании одного- двух сверстников, разворачивая игровые диалоги; внимателен
к словам и рассказам взрослого, к эстетической стороне поступков людей в сказках,
оценивает героев и поступки как хорошие и плохие, стремиться быть хорошим;
эмоционально отзывается на произведения разных видов искусства и красоту
окружающего мира; открыто проявляет собственные чувства и эмоции.
Ребенок в возрасте 5-6 лет.
К 6-ти годам ребенок способен управлять своим двигательным поведением и
проявлениями эмоциональных реакций; проявляет интерес к мнению и позиции взрослого,
задает много вопросов, любит слушать рассказы взрослого о жизни; внимателен к
проявлению чувств и эмоций других людей; имеет собственную сферу познават6ельных
интересов; способен играть в различные игры с правилами, выполняя их.
Ребенок в возрасте 6-7 лет.
К 7-ми годам ребенок желает взрослеть, способен вести себя в соответствии с нормами
поведения, имеет представление о стилях речи и уместности употребления разных форм в

разном социальном обществе; имеет представление о безопасном поведении в быту,
природе, на улице, с незнакомыми людьми; психологически устойчив к неуспеху,
способен настойчиво достигать цели; играет в сюжетные и режиссерские игры с
продолжением; с интересом слушает литературное произведение с продолжением;
выполняет инструкции взрослого; имеет сформированную готовность к школе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».